Доступная среда
В школе ведется планомерная работа по реализации программы "Доступная среда", направленная на улучшение материально-технической базы образовательной организации для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, для чего разработан паспорт доступности учреждения для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
На данный момент в образовательной организации обеспечен доступ в здание для инвалидов и лиц с ОВЗ: обустроены пандусы для обеспечения беспрепятственного доступа в учреждение лиц с нарушением опорно–двигательного аппарата.
В целях обеспечения качественного питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ организована безналичная оплата питания, помещение столовой оборудовано мобильной мебелью и разделено на два функциональных зала (буфет и зал приема пищи), для лиц, требующих лечебное питание, разрабатывается отдельное меню в соответствии с предоставленными рекомендациями врача.
Для обеспечения охраны здоровья обучающихся образовательной организации функционирует лицензированный медицинский кабинет, в котором организована работа медицинского персонала на основании лицензии Комитета по здравоохранению. Медицинский кабинет включает в себя также процедурный кабинет, помещение для приготовления растворов.
Локальные акты в части организации образования обучающихся с ОВЗ
ПОЛОЖЕНИЕ об организации обучения ребёнка с ОВЗ
ПОЛОЖЕНИЕ о разработке и реализации адаптированной образовательной программы
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ
Опыт в вопросах образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, в том числе посредством организации инклюзивного образования в 2023-2024 гг.
В рамках инклюзивного направления работы на постоянной основе ведётся курс «Школа инклюзивного экскурсовода» и проводятся образовательные интенсивы.
«Школа инклюзивного экскурсовода» ориентирована на педагогических работников, руководителей школьных музеев, которые заинтересованы в том, чтобы школьный музей стал доступным для людей с различными видами инвалидности. Основной акцент в «Школе инклюзивного экскурсовода» делается на этику и особенности взаимодействия с людьми с инвалидностью, в зависимости от вида ивалидности. Для отработки практических навыков используется пространство школьного музея.
После прохождения образовательного интенсива музейным активом ГБОУ гимназии №528 Невского района Санкт-Петербургу была создана адаптированная экскурсия по музейной экспозиции «Русская изба Архангельской губернии 19 века» в ГБОУ школа №528, которая вызвала большой интерес ГБУ СПб Центр медико-социальной реабилитации для инвалидов по зрению.
После прохождения образовательного интенсива воспитанниками театральной студии «Взгляд» (социальный партнёр – ЦДТ «Театральная семья») в рамках совместной работы активистами нашего музея и воспитанниками студии два спектакля были адаптированы для аудитории с нарушенным зрением. Они представлены ниже.
Дата |
Мероприятие |
Количество участников |
28.11.2023 |
Детский спектакль «Все мыши любят сыр» с тифлокомментированием |
50 человек, 5 человек с инвалидностью по зрению |
02.12.2023 |
Детский спектакль «Все мыши любят сыр» с тифлокомментированием |
55 человек, 8 человек с инвалидностью по зрению |
В рамках инклюзивного направления деятельности учащиеся из числа музейного актива обучаются проведению экскурсий, адаптированных для незрячих и глухих людей. Тем самым юные инклюзивные экскурсоводы становятся волонтёрами тифлокомментирования. За 2023 год было проведено 42 экскурсии. Музей посетили 710 человек, из которых 29 человек - слабовидящие либо незрячих.
Экскурсии для незрячих и слабовидящих посетителей
17.01.2023 |
Красносельская (межрайонная) местная организация |
12 человек |
01.03.2023 |
Незрячие студенты Санкт-Петербургского Политехнического университета имени Петра Великого и Московского городского педагогического университета |
3 человека |
07.09.2023 |
Получатели социальных услуг ГБУ СПб Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению |
14 человек |
08 сентября 2023 года было проведено совместное мероприятие с ГБУ СПб Центр медико-социальной реабилитации для инвалидов по зрению: учащиеся школы и музейные активисты совместно читали списки погибших в годы блокады у Монумента Героическим Защитникам Ленинграда на Площади Победы.
Фильм «Сквозь рамки», адаптированная для незрячих и глухих зрителей был представлен на городской кинофестиваль «Старт в будущее», а социальная практика по адаптированию фильмов федерального проекта «Киноуроки в школах России» была представлена на соискание премии «Я созидаю будущее». Также на Всероссийский конкурс «Музей Будущего» был представлен Урок мужества «Память. Поиск. Честь».
Конкурс |
Уровень |
Организатор |
Результат |
Кинофестиваль «Старт в будущее» |
Городской |
ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт +» |
2 диплома Победителя II степени 1 диплом Победителя III степени 1 диплом Победителя I степени |
Музей будущего |
Всероссиский |
Музей Победы, г.Москва |
Победители |
Премия «Я созидаю будущее» |
Всероссийский |
Центр развития интеллектуальных и творческих способностей « ИНТЕЛРОСТ» |
Номинанты |
В рамках инклюзивного направления учащиеся нашей школы приняли участие в качестве волонтёров для незрячих людей в экспедиции «Полюс доступности» и фестивале «Искусство в ощущениях. Ампир».
Даты |
Мероприятие |
Организатор |
20-25.02.2023 |
Экспедиция «Полюс доступности» |
МК РГО «Доступные широты» |
05.05.2023 |
Акция «Георгиевская ленточка» |
Школьный штаб «Волонтёров Победы» |
26.05.2023 |
Экскурсия по иммерсивной инсталляции «Пропавшие в кинохронике» |
Музей «Истоки жизни – Невская застава» имени О.Ф.Берггольц |
11.10.2023 |
Фестиваль «Искусство в ощущениях. Ампир» |
Государственный Эрмитаж |
Помимо участия в мероприятиях, в школьном музее занимаются самодеятельным тифлокомментированием, адаптируя для незрячих людей фильмы из проекта «Киноуроки в школах России». Символом данного проекта Федерального уровня стал фильм «Лошадка для героя». Именно его музейные активисты адаптировали для незрячих людей в первую очередь. За 2023-2024 год адаптировано 36 фильмов, из которых 5 уже передано в ГБУ СПб Центр медико-социальной реабилитации для инвалидов по зрению:
- «Лошадка для героя»
- «Другой мир»
- «Музыка внутри»
- «Новогодний подарок»
- «Наследники Победы»
Также в 2023 году музей стал победителем районного грантового конкурса «Посторонним вход разрешён». На средства выигранного гранта в 2024 году запланирована полная адаптация музейной экспозиции для посетителей с инвалидностью по зрению (заказ мнемосхемы, тактильной плитки, брайлевских табличек, макетов разделов экспозиции «Рабочий кабинет Ольги Берггольц» и «Блокадная комната»).
Распространение опыта
Название мероприятия |
Название выступления |
Городской уровень |
|
Открытая городская конференция «Синергетический подход как инновационный ресурс музейно-образовательного пространства» в рамках ПМОФ-2023 |
Традиционные инновационные форматы сотрудничества и сотворчества нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ в музейном пространстве образовательного учреждения в сфере гражданско- патриотического воспитания |
В рамках курсов повышения квалификации на базе СПб ГБУ центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «Вектор» |
Лекции, посвящённые особенностям инклюзивного взаимодействия с лицами с инвалидностью |
Межрегиональный уровень |
|
Телемост с Нижнетагильской Государственной Социально-педагогической академией |
Традиционные и инновационные форматы организации инклюзивного диалога в формате патриотической работы в пространстве музея образовательного учреждения |
Всероссийский уровень |
|
Пленарное заседание Форума «Школьный музей. Смыслы времени». ПМОФ-2023, ФГБУ «ЦВММ» Минобороны России |
Потенциал программы развития «Школьный Музей Победы в формировании инклюзивного общества» |
Всероссийский конкурс «Воспитать человека-2023» |
Проведение вебинара «Школьный музей - пространство инклюзивного взаимодействия» |
Технические средства обучения
В нашей школе имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: три рабочих места для обучающихся и одно рабочее место для педагога.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ обеспечивается за счет дополнительных технических средств (наушники, клавиатура, гравировка и таблички с азбукой Брайля и др.)
Доступ обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ к электронным образовательным ресурсам обеспечен за счет широкополосного интернета, доступ к которому обучающиеся имеют в кабинете информатики и помещении библиотеки оснащенные ПК, средствами медиатеки, а также доступом к электронной библиотечной системе. Также каждый учебный кабинет оснащен необходимым информационно-коммуникационным оборудованием, обеспечивающим сопровождение учебного процесса (моноблок, документ-камера, проектор, интерактивная доска, телевизионные панели, МФУ, колонки и д.р.)
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ
1 | Базовое рабочее место обучающегося образовательного учреждения начального общего образования, ограничения здоровья которого позволяют использовать стандартные инструменты клавиатурного ввода, управления и зрительного восприятия с экрана. |
Кол-во (шт.) |
1.1 | Специализированный программно-технический комплекс обучающего | 1 |
1.2 | Наушники | 1 |
1.3 | Микрофон | 1 |
1.4 | Акустические колонки | 1 |
1.5 | Веб-камера | 1 |
1.6 | Многофункциональное устройство | 1 |
1.7 | Цифровое устройство для просмотра микропрепаратов | 1 |
1.8 | Графический планшет | 1 |
1.9 | Цифровая фотокамера | 1 |
1.10 | Конструктор по началом прикладной информатики и робототехники | 1 |
1.11 | Программное обеспечение для программирования роботов с функцией обучения конструированию и программированию | 1 |
1.12 | Сетевой фильтр - удлинитель | 1 |
1.13 | Комплект цифрового учебного оборудования для проведения простейших физических испытаний и физиологических наблюдений | 1 |
2 | Базовое рабочее место обучающегося образовательного учреждения начального общего образования (для обучающихся с мышечной атрофией (миопатией)). |
Кол-во (шт.) |
2.1 | Специализированный программно-технический комплекс обучающего | 1 |
2.2 | Наушники | 1 |
2.3 | Микрофон | 1 |
2.4 | Акустические колонки | 1 |
2.5 | Веб-камера | 1 |
2.6 | Многофункциональное устройство | 1 |
2.7 | Цифровое устройство для просмотра микропрепаратов | 1 |
2.8 | Цифровая фотокамера | 1 |
2.9 | Специализированная клавиатура с минимальным усилием для позиционирования и ввода | 1 |
2.10 | Компьютерный джойстик | 1 |
2.11 | Набор цветных выносных компьютерных кнопок малых | 1 |
2.12 | Выносная компьютерная кнопка средняя | 1 |
2.13 | Сетевой фильтр - удлинитель | 1 |
2.14 | Графический планшет | 1 |
2.15 | Комплект цифрового учебного оборудования для проведения простейших физических испытаний и физиологических наблюдений | 1 |
3 | Базовое рабочее место обучающегося образовательного учреждения начального общего образования (для обучающихся с тяжелым нарушением функциональных возможностей рук (спастика/гиперкинезы) |
Кол-во (шт.) |
3.1 | Специализированный программно-технический комплекс обучающего | 1 |
3.2 | Наушники | 1 |
3.3 | Микрофон | 1 |
3.4 | Акустические колонки | 1 |
3.5 | Веб-камера | 1 |
3.6 | Многофункциональное устройство | 1 |
3.7 | Комплект цифрового учебного оборудования для проведения простейших физических испытаний и физиологических наблюдений | 1 |
3.8 | Цифровое устройство для просмотра микропрепаратов | 1 |
3.9 | Цифровая фотокамера | 1 |
3.10 | Специализированная клавиатура с минимальным усилием для позиционирования и ввода | 1 |
3.11 | Компьютерный джойстик | 1 |
3.12 | Набор цветных выносных компьютерных кнопок малых | 1 |
3.13 | Выносная компьютерная кнопка средняя | 1 |
3.14 | Сетевой фильтр - удлинитель | 1 |
4 | Базовое рабочее место педагогического работника образовательного учреждения начального общего образования |
Кол-во (шт.) |
4.1 | Наушники | 1 |
4.2 | Микрофон | 1 |
4.3 | Акустические колонки | 1 |
4.4 | Веб-камера | 1 |
4.5 | Многофункциональное устройство | 1 |
4.6 | Цифровое устройство для просмотра микропрепаратов | 1 |
4.7 | Сетевой фильтр - удлинитель | 1 |
4.8 | Графический планшет | 1 |
4.9 | Специализированный программно-технический комплекс педагога | 1 |
4.10 | Комплект цифрового учебного оборудования для проведения простейших физических испытаний и физиологических наблюдений | 1 |