Горячая линия образовательного учреждения

Телефон: 8(812)560-05-63

Оставить вопрос
Зрение

НАСТАВНИЧЕСТВО

Наставничество – универсальный механизм обеспечения личностно-профессиональной социализации индивида, социальнопедагогическая технология организации и сопровождения его личностного, профессионального развития, мотивации, роста, мастерства, формирования духовнонравственных и гражданско-патриотических качеств.
 
Наставничество – древнейший способ передачи опыта, возникший до появления образовательных систем с характерными для них программами и формами организации обучения, четким распределением функций обучающего и обучаемого и т.п. Наставничество не является в чистом виде «обучением» или «воспитанием». Это – в действительности сложный симбиоз личного влияния зрелого носителя опыта и духовно-нравственных качеств на личностно и профессионально развивающегося человека, в том числе через различные формы их совместной деятельности. В отличие от традиционного профессионального обучения, наставничество – всегда внутренне мотивированная форма взаимодействия, посредничества, сотрудничества, как со стороны наставника, так и со стороны его подопечного: они оба нуждаются друг в друге, оба реализуют себя благодаря этому взаимодействию. Даже если наставник является формально назначенным куратором, его эффективность во многом зависит от того, в какой мере ему удастся сделать отношения со своим подопечным неформальными, межличностными, стать для него значимой личностью. Если традиционно учитель доносит до ученика некий материал учебного предмета, как правило, изложенного в учебнике, то в случае наставничества таким «предметом и учебником» является сам наставник, его личность и его собственный личностно-профессиональный опыт. При отсутствии такового функция наставника не выполнима. Старший специалист, занимающийся лишь инструктированием «по учебнику», не является наставником, его деятельность не отражает богатства смыслов, которые несет образ наставника. Мировой опыт наставничества насчитывает не одно тысячелетие. Значительный вклад в развитие наставнической деятельности внесли российские ученые и педагоги, ученые-отраслевики.
 
 
Нормативные документы
Федеральные
  1. Письмо Министерства просвещения РФ от 23.01.2020 № МР-42-02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»
  2. Письмо Министерства Просвещения РФ от 21.12.2021 № АЗ-112808 «О направлении методических рекомендаций»
  3. Распоряжение Министерства просвещения РФ № Р-145 от 25 декабря 2019 года «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
  4. Указ Президента «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника»
  5. Презентация «Развитие системы наставничества»
 Региональные
  1. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 746-р от 08.04.2022 “О создании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников”
  2. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 623-р от 30.03.2022 “Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников”
  3. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 1457-р от 27.07.2020 «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества»
  4. Центр развития наставничества СПБАППО Ссылка https://spbappo.ru/tsentr-razvitiya-nastavnichestva/
Локальные и распорядительные документы ОУ
  1. Положение о программе наставничества в ГБОУ школе №340 Невского района Санкт-Петербурга
  2. Программа наставничества ГБОУ школы №340 Невского района Санкт-Петербурга
  3. План мероприятий (дорожная карта) реализации целевой модели наставничества в ГБОУ школе №340