Горячая линия образовательного учреждения

Телефон: 8(812)560-05-63

Оставить вопрос
Зрение

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

 Сегодня выделяют следующие компоненты функциональной грамотности: 

  • математическая грамотность;
  • финансовая грамотность;
  • читательская грамотность;
  • естественнонаучная грамотность;
  • информационная грамотность;
  • глобальные компетенции;
  • критическое мышление.

Какие есть сложности с функциональной грамотностью?

Регулярно в мире проходит оценивание функциональной грамотности школьников с помощью таких тестов, как PIRLSTIMSSPISA. Традиционно Россия находится в середине рейтинга PISA: 30-37 место из 74. Причины невысоких показателей — оторванность школьных заданий от реальности и недостаточное количество материалов для подготовки.

Разработать материалы для международного тестирования непросто — они должны соответствовать ряду критериев. Например, информация должна быть новой для школьников, но не привязанной к содержанию других предметов. Задания должны проектировать жизненную ситуацию и быть доступными для детского восприятия. 

Развивать функциональную грамотность в школе нужно на протяжении всего обучения. Важно не «натаскивать» учеников на новый тип заданий, а учить работать с информацией в непривычной ситуации и применять знания для достижения цели.

Нормативные документы:

Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.10.2021 № 01-218/08-01 «Об обеспечении использования электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности»

Письмо Комитета по образованию от 25.11.2021 № 03-28-9830/21-0-0 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Распоряжение Комитета по образованию от 03.10.2022 № 1936-р «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных бюджетных общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год»

Письмо руководителям ГБОУ Невского района Санкт-Петербурга «Об исполнении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год»

Распоряжение Комитета по образованию от 03.11.2022 №2177-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017_2023 годы в системе образования Санкт-Петербурга на 2022/2023 учебный год" Распоряжение_КО_Финансовая_грамотность

Письмо Комитета по образованию "О провидении мониторинга по оценке функциональной грамотности"

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год

Распоряжение АНР от 24.01.2022 № 247-р «О внесении изменений в распоряжение АНР от 24.09.2021 № 4673-р».

Раздел на официальном сайте отдела образования в сети «Интернет» «Функциональная грамотность», адрес: Функциональная грамотность (nevarono.spb.ru) http://www.nevarono.spb.ru/otdel-obrazovaniya/obshchee-obrazovanie/45-obrazovatelnye-uchrezhdeniya-realizuyushchie-programmy-dlya-detej-s-ovz.html

Локальные акты ОУ

Приказ "Об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся" 

Приказ "Об организации и проведении оценки функциональной грамотности (естественнонаучной) у обучающихся 6-х классов в декабре 2022"

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся

Ссылки на информационно-методические материалы

  1. Федеральный портал Академия Минпросвещения России – https://apkpro.ru
  2. Единое содержание общего образования – https://edsoo.ru/
  3. Федеральный банк заданий по функциональной грамотности – https://fg.resh.edu.ru
  4. Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности - https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/
  5. Семинар для руководителей по включению в образовательную деятельность учителей-предметников заданий на формирование функциональной грамотности, метапредметных умений, а также использования заданий в формате PISA – https://youtu.be/Q5TB8gNdwdA
  6. Институт стратегии развития образования РАО http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
  7. Федеральный институт оценки качества образования https://fioco.ru/pisa
  8. Единое содержание общего образования  https://edsoo.ru/ https://edsoo.ru/Vserossijskij_metodicheskij_seminar_Formirovanie_i_ocenka_funkcionalnoj_gramotnosti_.htm

Методические материалы