Функциональная грамотность
Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности:
читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления, понимать особенности естественно-научного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства;
математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения, использовать математические понятия и инструменты;
финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни;
креативное мышление – умение создавать что-то новое, отходя от традиционных или принятых схем мышления; нестандартно решать проблемы; способность достигать целей; находить выход из сложных ситуаций, используя обстановку, предметы и обстоятельства каким-то необычным образом;
глобальные компетенции – сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является Программа международного сравнительного исследования PISA. Исследование функциональной грамотности 15-летних школьников ставит своей целью проверку у них навыков и умений, необходимых для полноценного функционирования в обществе.
Функциональная грамотность в наше время стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
Документы федерального уровня:
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования от 06 мая 2019 года № 590/219 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
Документы регионального уровня:
Распоряжение Комитета по образованию «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2025/2026 учебный год». РАСПОРЯЖЕНИЕ_КО_ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ_ГРАМОТНОСТЬ
Документы районного уровня:
Распоряжение администрации Невского района Санкт-Петербурга "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных бюджетных общеобразовательных учреждений, находящихся в ведении администрации Невского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2025/2026 учебный год". РАСПОРЯЖЕНИЕ_АНР_ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ_ГРАМОТНОСТЬ
Документы школьного уровня:
Приказ "Об утверждении плана мероприятий.... "
План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся
Методическая поддержка формирования и развития функциональной грамотности
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации». Сайт: Федеральный методический центр (apkpro.ru)
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Сайт: БАНК ЗАДАНИЙ (resh.edu.ru)
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. Сайт: Методическая поддержка педагогических работников системы образования Санкт-Петербурга. – СПб АППО
Информационные материалы по финансовой грамотности, предоставленные Центральным банком Российской Федерации
Печатные материалы: https://disk.yandex.ru/d/ynZq7kYUOkoxTQ
Ролики https://disk.yandex.ru/d/etucFvPUxHe89g
https://disk.yandex.ru/d/Uzh_3RJ3tDLPDQ
Карточки для соц. сетей https://disk.yandex.ru/d/XoDyLRez7fyqGQ
- Функциональная грамотность на уроках химии
- Функциональная грамотность на уроках математики в начальной школе
- Функциональная грамотность на уроках окружающего мира в начальной школе
- Функциональная грамотность на уроках алгебры
- Формирование функциональной грамотности на современном уроке английского языка
- Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе
- Банк заданий для 5-9 классы по функциональной грамотности, инструменты оценивания
- Сборник заданий по математической грамотности
- Сборник заданий по естественнонаучная
- Сборник заданий по читательской грамотности
- Сборник заданий по финансовой грамотности
- Сборник заданий по креативному мышлению
- Сборник задач PISA
- В личных кабинетах ФИОКО демоверсии задания по функциональной грамотности по разным классам и разным предметам с описаниями
- Уроки формирования функциональной грамотности
- Естественно-научная грамотность (предметы - химия, физика)
- Математическая грамотность (предметы - математика)
- Читательская грамотность (предметы – русский язык и литература)
- Финансовая грамотность (предметы – обществознание)
- Федеральный институт оценки качества образования
- Организация экономического содружества и развития (ОЭСР) — разработчик PISA
- Методическое пособие "Ситуационные задачи по оценке функциональной грамотности учащихся средней школы"
- Библиотека РЭШ